?

Log in

голубой (или жёлтый) огонёк - Случайные заметки Андрея Ланькова

Nov. 26th, 2016

02:17 pm - голубой (или жёлтый) огонёк

Previous Entry Share Next Entry

Решил "литературно обработать" и выложить в ЖЖ заметки, которые сделал для материала по поводу сеульского транспорта.

Корея – одна из тех немногих стран мира, в которой такси можно считать одним из видов общественного транспорта. Как хорошо знают те, кто бывал в Европе, в большинстве развитых стран особо-то на такси не поездишь: цены кусаются.

В Корее ситуация иная – это едва ли не единственная из известных мне богатых развитых стран, в которой человек не только среднего, но и ниже- чем-среднего достатка, спокойно садится в такси и едет себе в пункт назначения.

Формальные тариф городского такси является сочетанием базовой  платы (기본요금/ 基本料金), которая сейчас составляет 3000 вон, то есть примерно 2,5 доллара по нынешнему курсу. Это – плата за посадку и первые два километра (даже проехал только 200 метров – всё равно платишь 3000 вон). После этого начинается начисление дополнительной платы, по расстоянию и времени. В Сеуле из самого центра до дальней окраины доехать стоит примерно 20 тысяч вон, то есть где-то 17 долларов. При этом площадь Малого Сеула, то есть Сеула в формально-административных городских границах (서울특별시/서울特別市), чуть больше 600 квадратных километров, а Москва в пределах МКАД (не вся нынешняя Москва, а Москва в пределах МКАД) – это чуть меньше 900 квадратных километров, так что примерно города соизмеримы.

По состоянию на конец 2015 года (более свежей статистики я как-то не нашел) в Сеуле имелся 72.101 «таксомотор». При этом с точки зрения обывателя, который в этих такси и ездит, такси сеульские делятся на две основные группы.

С одной стороны, есть в городе обычные такси (일반택시/一般택시), серебристо-серого или, желтовато-оранжевого цвета, с фонариком-индикаторов на крыше. Обычно это седаны среднего класса, типа «Сонаты» и её аналогов.

Кроме этого есть еще «такси-люкс» (모범택시/模範택시) - большие, всегда чёрные, с жёлтым огоньком. Их, в общем-то, совсем немного: среди 72 тысяч такси Сеула, таких такси-люкс 1600, то есть около 2%. Отличаются от обычных они, разумеется, ценой: такси-люкс раза в два дороже обычных. Такие машины несколько больше и удобнее обычных, хотя, честно говоря, особой разницы я и не вижу. Поэтому обычный мой инструктаж для человека, который приезжает впервые в Сеул, включает и такую заповедь: «Никогда, никогда не садись в чёрное такси!».

Кроме того, теоретически, есть в Сеуле ещё и такси-микроавтобусы, примерно десятиместные. По состоянию на конец 2015 г. их было 179 штук. Их надо вызывать по телефону, просто так пустыми, в поисках пассажиров по городу эти такси обычно не ходят.

Впрочем, что с точки зрения и законодательства операторов классификация такси в Сеуле другая. С точки зрения законодательства важнейшим являются отличие между теми такси, которые непосредственно принадлежат их водителям, и теми такси, которые принадлежат таксопаркам, то есть фирмам. Такие фирмы, в которых может быть и десяток машин, и сотня, нанимает водителей, то есть водитель на такой машине – наёмный работник.

Из 72 тысяч сеульских такси индивидуальных такси было 49 тысяч, то есть две трети. При этом такси-люкс являются только индивидуальными, таксопаркам их эксплуатировать нельзя.

Если человек хочет стать владельцем-водителем индивидуального такси, то он сам, за свои деньги покупает специально оборудованную машину, на которой и будет работать. Водитель сам должен отвечать целому ряду требований – в частности, он должен иметь определённый стаж (на настоящий момент – 3 последних года) работы водителем по найму без ДТП, и сдать соответствующие тесты.

В принципе индивидуальные такси отличаются от тех такси, которые принадлежат фирмам-таксопаркам даже внешне: они выглядят куда аккуратнее. Оно и понятно: наёмный водитель, который водит машину чужого дяди, конечно, ухаживает за ней хуже. Цены, впрочем, и у индивидуалов, и у таксопарков – одинаковые, утверждаемые мэрией.

Оплата в сеульском такси – строжайшим образом по счетчику. Иногда даже таксист может дать пассажиру чаевые, то есть округлить цену в пользу пассажира, хотя бывает это довольно редко, конечно, и только если речь идёт о большой сумме. А вот недодать пассажиру сдачу, даже копеечку – практически немыслимо. Подобные накрутки можно встретить, разве что, у аэропортов, где особо хитроумные товарищи   ловят лохов-иностранцев – поэтому и другой совет: «Если хочешь ехать из аэропорта на такси (что, вообще-то, обычно не имеет смысла), то садись в обычное такси на обычной остановке.