?

Log in

Случайные заметки Андрея Ланькова

Jan. 1st, 2017

07:41 pm - хорошие новости

Как раз в развитие моего предшествующего постинга (который советую для понимания контекста просмотреть) стали поступать первые данные об северокорейском урожае прошлого года. Так вот, данные предсказуемо хорошие – по причинам, которые в прошлом постинге описаны.

Увеличение производства зерновых (по совсем свежим данным южнокорейского Министерства сельского хозяйства) – на 7% по сравнению с 2015 годом. По рису (данные ООН) – аж на 23%.

Рискну выступить пророком. Если тут, на Корейском полуострове, милостью Президента Трампа часом не начнётся войны (впервые на моей жизни вероятность масштабного конфликта на Корейском полуострове стала ощутимо отличаться от нуля), а в Северной Корее не случится революции-переворота-ВысочайшегоИнсульта, то лет через 5-7 они выйдут на уровень 6 миллионов тон зерновых в год. Готов спорить, в том числе и со своими коллегами, которые упомянуты выше (и не просто спорить, а заключать пари на бутылку или хороший тортик). Основание для такой оценки – динамика последних лет, и китайский опыт 1977-1985. В Китае после роспуска колхозов и раздачи земли крестьянским хозяйствам рост был примерно 30% за 7-8 лет. Не вижу оснований, почему северокорейские крестьяне будут вести себя иначе, чем вели себя крестьяне китайские.

Правда, в КНДР скорости будут несколько ниже, так как опасаясь вводить народные массы в смущение, о реформах говорят тихо, и вдобавок обставляют их всякой псевдо-социалистической декорацией – например, в качестве главной производящей единицы в Северной Корее сейчас выступает не крестьянская семья, а семья-зарегистрированная-как-звено. Такая осторожность и разумная демагогия вполне понятны с политической точки зрения, но вот скорость роста несколько снижают.

Что означает шесть миллионов тон? Что же, это означает, что большинство корейцев будет есть рис более-менее ежедневно. У нас тут часто жалеют северных корейцев, которые, дескать, «питаются одним рисом». Это забавно, так как рис в КНДР – еда начальства и богачей, а повседневная еда большинства – варёная кукуруза (не случайно незадолго до смерти Ким Чен Ира в «Нодон синмун» обещали добиться того, что корейцы «забудут вкус варёной кукурузы»). Так вот, при таких урожаях все, кроме самых бедных, будут есть рис и действительно «забудут вкус варёной кукурузы». Понимаю, что большинству россиян это не покажется особым успехом, но Россия, вообще-то, весьма богатая по мировым меркам страна. А для Северной Кореи это будет не просто успехом, а успехом гигантским. Южная Корея вышла на такой уровень где-то к 1972-75 гг.

Ну, и новогодняя речь в этом году была любопытная, хотя не уверен, что об этом напишу в ЖЖ.

Dec. 20th, 2016

06:33 pm - а что я говорила?

Любопытное явление – быстрый рост тепличного бизнеса в КНДР. Частники договариваются с кооперативами, которым по-прежнему формально принадлежат права собственности на землю, и строят теплицы. Часть продукции, по новой системе семейного подряда (фактически, просто фермерского хозяйства) отчисляется властям официально, кое-что – в виде взяток, чтобы не цеплялись зря. Главный тепличный продукт, как и в Южной Корее – зимняя клубника. Она на рынке появилась, от силы, пару лет назад, а сейчас наблюдается стремительное распространение этой ягоды (ну, и падение цен на неё, конечно). В общем, пару лет – и клубника, которая раньше была только в валютниках, и спецпайках для чиновничества, будет достаточно обычным продуктом в семьях побогаче.

Ещё раз вспоминаю свои споры с некоторыми из российских коллег (не буду указывать пальцем, но шли эти споры в Интернете, так что «все ходы записаны»). Эти коллеги - безусловно, уважаемые и адекватные, но часто склонные  к идеологическим загибам - мне, помнится, рассказывали, что Северная Корея, дескать, в силу своего климата и рельефа в принципе просто не может, и никогда не сможет, прокормить себя, так что все проблемы с продовольствием – неизбежны и объективны. А я тогда говорил, что стоит только северокорейскому правительству перейти к более вменяемой политике в области сельского хозяйства – и все проблемы будут решены. Мгновенно. Ну, кто прав-то был?

Кстати, несмотря на всю недавнюю истерику про страшные-престрашные наводнения, которая, вообще-то, с вероятностью 90% была направлена исключительно на то, чтобы выжать слезу и халявную доп. жрачку у зарубежных спонсоров, рыночные цены на рис и прочие зерновые стоят как скала (1 кг риса - 5300 СК вон, против 5000 СК вон в декабре прошлого года). Так что - улучшение продовольственной ситуации продолжается. Ознакомился, между прочим, с системой налогообложения семейных хозяйств - очень разумная система (хотя даже упоминать о ней в открытой печати - запрещено строжайше, что характерно).

Исправление: Перечитал запись сегодня (на следующий день после её размещения) и охнул - вместо цены риса я изначально написал почему-то написал курс доллара. Видимо, потому, что сначала хотел упомянуть именно курс доллара, но потом решил, что рис будет нагляднее. Исправил. Но исправил только саму цифру - что доллар, что рис стоят как скала (8100 СК вон - доллар, 5300 СК вон - рис).

Ну и ещё одна добавка: надо помнить, конечно, что клубника, даже при самом лучшем повороте событий, будет доступна заметной части населения не завтра, и не через год. При всех успехах последних лет, спору нет, успехах вполне впечатляющих, не следует забывать, что основной пищей большинства северокорейцев является даже не рис (по-прежнему повседневная пища лишь только для верхних 30-40%), а варёная кукуруза с капустой кимчхи. Однако - и Москва не сразу строилась.

01:20 pm - вечная память...

Я знал Андрея Карлова очень давно, хотя и не слишком близко, есть (увы, уже "были") у нас и общие близкие друзья. Достойный был человек. Вечная память.

Dec. 6th, 2016

01:14 pm - так вот и рождаются соросы...

На днях разговариваю с северокорейским бизнесменом (бывшим), который несколько лет назад перебрался на Юг. В одном из крупных северокорейских городов у него было несколько кораблей, ловили рыбу, продавали в Китай. Уехал на Юг из-за семьи: у сына обнаружились и большие способности, и огромный интерес к математике, его надо было учить. Сам мужик несколько скучает – на Юге он и живёт хуже, и статус у него ниже (на Севере он был средне-крупная буржуазия, с доходами несравнимо выше средних, а на Юге он - просто малоквалифицированный рабочий). Однако сын – растущее дарование, учится в хорошем университете, на математическом, а дочь консерваторию закончила.

Но дело не в этом. Говоря о своей жизни в СК, мужик рассказал, что он в своё время стал в частном порядке платить школьной математичке своего сына зарплату. Он ей отправлял по 40 кг риса в месяц (в полтора раза больше стандартного пайка кимирсеновских времён), купил ей телевизор, рисоварку и компьютер, и регулярно отправлял рыбу. Для него, с полусотней работников, это были, в общем-то, совсем не деньги.  Подразумевалось, что тётя не будет торговать на базаре, как торгует большинство учителей, которые на официальную зарплату, вообще-то, не могу жить физически, а будет вместо этого заниматься своим прямым делом – учить детей, уделяя особое внимание сыну донора – «особое» не в смысле завышенных оценок, а в смысле репетиторских занятий. Говорит, что в хорошей школе, в которую ходил его сын, подобное частное обеспечение учителей богатыми родителями – дело обычное.

Очень всё по-корейски: и отношение к учителю, и представление о том, чтоб быть математиком – круче, чем бизнесменом, и инициативное решение социальных задач «снизу» (впрочем, последняя черта, скорее, северокорейская)

Nov. 29th, 2016

09:04 pm - какая дорога идёт в Сеул?

Прошлое сообщение неожиданно вызвало вопросы о том, как добираться в Сеуле из аэропорта в город (ну и обратно, соответственно). В условиях отстуствия обратной связи с читателями данного блога, я не совсем ожидал, что такие вопроcы будут, но тут случайно получилось, что они появились, а я о них узнал, и с удовольствием отвечаю.

Крпоме того, начинаю новую рубрику "практические советы" (не знаю, конечно, как пойдёт) - для тех, кто едет в Корею по делам или как турист.


Надо помнить, что аэропортов в Сеуле – два. Старый аэропорт Кимпхо находится на окраине города, и сейчас обслуживает внутренние рейсы, а также некоторые рейсы в Китай и Японию. Вероятность того, что там окажется человек из России, не слишком велика. Главный (75% пассажиропотока всей страны) аэропорт – Инчхон, о котором и пойдёт речь.

Находится Инчхон довольно далеко от Сеула, на большом, частично искусственном острове в Жёлтом море, примерно километрах в 50 от города. Туда идёт скоростное платное шоссе, а также линия электрички.

Итак, Вы прилетели в Инчхон. Первое, чего делать не надо – это общаться с теми странными мужиками, которые будут бросаться на Вас при выходе, и на ломанном английском интересоваться, нужно ли Вам такси. В принципе, такси Вам, скорее всего, не нужно вообще. О такси может речь идти только если у Вас очень большой багаж, на руках маленький ребёнок или инвалид, а в кармане совсем много денег (ну, если рейс улетает совсем уж рано или прилетает совсем поздно, альтернативы такси может и не быть). Также имеет некоторый смысл брать такси, если Вас трое или четверо – хотя всё равно общественный транспорт будет и дешевле, и удобнее. В любом случае, садиться нужно на обычной стоянке, прямо у выхода, где всегда ждут машины. Не садитесь в чёрное, с жёлтым огоньком такси-люкс – никогда. Стоит оно много дороже обычного такси, а уровень комфорта – примерно такой же. Если поедете на такси, будет это стоить: примерно 50-60 долларов по идеальной дороге (то есть ночью и на рассвете); около 80-90 долларов – в обычное время; страшно подумать сколько – в часы пик.

Второй способ – автобус. Сразу у выхода из зала прибытия тянутся остановки автобусов, и суетятся дядечки, которые в автобусных компаниях работают, и в обязанности которых входит помощь пассажирам (по-английски, впрочем, они, как и большинство корейцев, не говорят). Билеты стоят 10-15 долларов с человека, автобусы отправляются каждые 15-30 минут, места есть почти всегда. Автобусы очень комфортабельные, в большинстве сиденья даже не просто самолётного типа, а такие как в салоне бизнес-классе. Есть пространство для багажа. Поездка до центра Сеула занимает около часа или чуть больше.

Надо, правда, точно знать, какой из пары десятков маршрутов Вам нужен. В принципе, от любой точки в городе до остановки автобуса-экспресса не так далеко, но тут, как говорится, "места надо знать". Правда, если Вы едете в гостиницу среднего или высокого уровня, то Вам помогут в аэропорту: обязательно есть автобус-экспресс, который останавливается прямо у входа в крупную гостиницу, надо только спросить в справочной автобусов-экспресов в зале прилёта (там, как раз, по-английски вполне разумееют).

Если Вам нужно улетать из Сеула, то автобус – самое разумное транспортное средство. Надо только уяснить, где находится ближайшая остановка экспресса. Остановки эти устроены отдельно, и там часто может быть даже маленький офис, где продают билеты, и где можно посидеть на диване в ожидании автобуса.

Третий способ – метро-электричка. Ходит она до Сеульского вокзала, который находится в самом центре города, с рядом остановок по пути. Она соединена с обычным городским метро, но при пересадке надо проходить турникеты и заново платить. Кроме того, советую помнить, что в сеульском метро не слишком удобно передвигаться с большим багажом – в этом смысле оно ничем не лучше метро московского или питерского. Поэтому на поезде имеет смысл ехать тем, у кого нет особо большого багажа, и прочих отягчающих обстоятельств – или, как вариант, прибыв поездом на Сеулбский вокзал, взять там у вокзала такси (обойдётся это много дешевле, чем если ехать на такси непосредственно от аэропорта). Есть обычные и более дорогие экспресс-поезда, но разница между ними в скорости и удобстве не велика. Дорога до вокзала на обычном поезде занимает около 45 минут.

Наконец, для тех, кто собирается не в Сеул, а прилетает в Корею всё равно в Инчхон (ну, туда почти все прилетают). Имейте в виду, что от аэропорта отправляются междугородные автобусы в большинство крупных городов страны. В последнее время в аэропорт ходят и обычные поезда, так что можно там сесть на поезд, и отправиться в Пусан или Тэгу.

Nov. 26th, 2016

02:17 pm - голубой (или жёлтый) огонёк

Решил "литературно обработать" и выложить в ЖЖ заметки, которые сделал для материала по поводу сеульского транспорта.

Корея – одна из тех немногих стран мира, в которой такси можно считать одним из видов общественного транспорта. Как хорошо знают те, кто бывал в Европе, в большинстве развитых стран особо-то на такси не поездишь: цены кусаются.

В Корее ситуация иная – это едва ли не единственная из известных мне богатых развитых стран, в которой человек не только среднего, но и ниже- чем-среднего достатка, спокойно садится в такси и едет себе в пункт назначения.

Формальные тариф городского такси является сочетанием базовой  платы (기본요금/ 基本料金), которая сейчас составляет 3000 вон, то есть примерно 2,5 доллара по нынешнему курсу. Это – плата за посадку и первые два километра (даже проехал только 200 метров – всё равно платишь 3000 вон). После этого начинается начисление дополнительной платы, по расстоянию и времени. В Сеуле из самого центра до дальней окраины доехать стоит примерно 20 тысяч вон, то есть где-то 17 долларов. При этом площадь Малого Сеула, то есть Сеула в формально-административных городских границах (서울특별시/서울特別市), чуть больше 600 квадратных километров, а Москва в пределах МКАД (не вся нынешняя Москва, а Москва в пределах МКАД) – это чуть меньше 900 квадратных километров, так что примерно города соизмеримы.

По состоянию на конец 2015 года (более свежей статистики я как-то не нашел) в Сеуле имелся 72.101 «таксомотор». При этом с точки зрения обывателя, который в этих такси и ездит, такси сеульские делятся на две основные группы.

С одной стороны, есть в городе обычные такси (일반택시/一般택시), серебристо-серого или, желтовато-оранжевого цвета, с фонариком-индикаторов на крыше. Обычно это седаны среднего класса, типа «Сонаты» и её аналогов.

Кроме этого есть еще «такси-люкс» (모범택시/模範택시) - большие, всегда чёрные, с жёлтым огоньком. Их, в общем-то, совсем немного: среди 72 тысяч такси Сеула, таких такси-люкс 1600, то есть около 2%. Отличаются от обычных они, разумеется, ценой: такси-люкс раза в два дороже обычных. Такие машины несколько больше и удобнее обычных, хотя, честно говоря, особой разницы я и не вижу. Поэтому обычный мой инструктаж для человека, который приезжает впервые в Сеул, включает и такую заповедь: «Никогда, никогда не садись в чёрное такси!».

Кроме того, теоретически, есть в Сеуле ещё и такси-микроавтобусы, примерно десятиместные. По состоянию на конец 2015 г. их было 179 штук. Их надо вызывать по телефону, просто так пустыми, в поисках пассажиров по городу эти такси обычно не ходят.

Впрочем, что с точки зрения и законодательства операторов классификация такси в Сеуле другая. С точки зрения законодательства важнейшим являются отличие между теми такси, которые непосредственно принадлежат их водителям, и теми такси, которые принадлежат таксопаркам, то есть фирмам. Такие фирмы, в которых может быть и десяток машин, и сотня, нанимает водителей, то есть водитель на такой машине – наёмный работник.

Из 72 тысяч сеульских такси индивидуальных такси было 49 тысяч, то есть две трети. При этом такси-люкс являются только индивидуальными, таксопаркам их эксплуатировать нельзя.

Если человек хочет стать владельцем-водителем индивидуального такси, то он сам, за свои деньги покупает специально оборудованную машину, на которой и будет работать. Водитель сам должен отвечать целому ряду требований – в частности, он должен иметь определённый стаж (на настоящий момент – 3 последних года) работы водителем по найму без ДТП, и сдать соответствующие тесты.

В принципе индивидуальные такси отличаются от тех такси, которые принадлежат фирмам-таксопаркам даже внешне: они выглядят куда аккуратнее. Оно и понятно: наёмный водитель, который водит машину чужого дяди, конечно, ухаживает за ней хуже. Цены, впрочем, и у индивидуалов, и у таксопарков – одинаковые, утверждаемые мэрией.

Оплата в сеульском такси – строжайшим образом по счетчику. Иногда даже таксист может дать пассажиру чаевые, то есть округлить цену в пользу пассажира, хотя бывает это довольно редко, конечно, и только если речь идёт о большой сумме. А вот недодать пассажиру сдачу, даже копеечку – практически немыслимо. Подобные накрутки можно встретить, разве что, у аэропортов, где особо хитроумные товарищи   ловят лохов-иностранцев – поэтому и другой совет: «Если хочешь ехать из аэропорта на такси (что, вообще-то, обычно не имеет смысла), то садись в обычное такси на обычной остановке.

Nov. 25th, 2016

03:58 pm - Когда в Германии (Корее) случается революция, баррикад на газонах не строят

Завтра, в субботу, должна состояться очередная демонстрация под лозунгами отставки Пак Кын-хе. Есть некоторые шансы на то, что она станет самой крупной демонстрацией в южнокорейской истории – но даже если рекорды лета 1987 г. побиты не будут, то число участников там будет измеряться сотнями тысяч.

Только что проезжал через Кванхвамун, то есть центр Сеула, где активно идёт подготовка к завтрашнему шествию. Провайдеры мобильной связи разворачивают там передвижные базовые станции – каждый провайдер пригнал по паре таких фургонов, техники сейчас тестируют оборудование. Завтра будет полмиллиона или миллион (или даже полтора миллиона) демонстрантов – и им захочется поговорить с домашними, или, там, послать свои селфи. Понятно, что такие законные пожелания надо учитывать и удовлетворять. Фургоны готовы, генераторы фурчат, так что завтра связь должна работать нормально. А то в прошлую субботу были сбои от перегрузки, клиенты жаловались, и печать ворчала, что революционным массам даже в Инстаграмм фотку не выложить.

Ну, кому интересно – моя статья с обзором текущей ситуации.

Nov. 23rd, 2016

09:58 pm - под боком у дракона

Как известно, корейцы учатся за границей в огромных количествах. Тут всё играет роль -  и богатство страны (даже семья среднего достатка может позволить себе отправить сыночка или дочку в университет за границу), и общий престиж иностранных дипломов, и популярность людей с такими дипломами у кадровиков крупных фирм.

Однако недавно стало известно, что произошёл символический сдвиг, во многом отражающий изменения в балансе сил вокруг Кореи (и – очень отчасти – и внутри неё). В середине ноября появился доклад корейского Министерства Образования, из которого ясно, что впервые в истории число южнокорейских студентов в Китае превысило их число в США. На апрель этого года в американских вузах обучалось 63.710 корейцев, а в китайских вузах было 66.672 корейских студента. При этом в последние годы число корейцев в китайских вузах растёт, а в американских – снижается.

Правда, надо иметь в виду то немаловажное обстоятельство, что в США большинство корейцев (82%) намерено завершить полный курс обучения и получить стандартный диплом, а вот среди обучающихся в Китае таких лишь 35% (остальные, как у нас говорят, "стажируются" и учат язык). Так что престиж американского диплома остаётся большим, но ясно и то, что Китай – всё более серьёзная сила и на образовательном рынке (по крайней мере - на рынке Кореи и иных стран, сильно с Китаем связанных экономически).

Кстати, на третьем месте по числу южнокорейских студентов сейчас находится Австралия, а за ней следуют Япония, Великобритания и Канада.

Nov. 20th, 2016

06:32 pm - весь Пхеньян только о Пугачёвой и говорил

Недавно пообщался с одним северокорейским эмигрантом, родители которого относились к наследственной высшей номенклатуре, но который сам пошёл, так сказать, "по линии культуры и искусства", и около 10 лет назад нелегально перебрался в Китай, а потом – и в Южную Корею. Интересный услышал я от него рассказ о гастролях Аллы Пугачёвой в Пхеньяне в 1989 (?) г. Гастроли эти, кстати, мой собеседник считает одним из двух-трёх эпохальных событий, изменивших северокорейскую эстраду. Он тогда сам был в зале и слушал Аллу Борисовну.

«Билеты продавались спекулянтами по 100 долларов! Вы представляете, что такое в Пхеньяне в конце восьмидесятых – 100 долларов? Это безумные деньги, на них целая семья могла жить несколько месяцев. Все мы ждали чуда, и увидели нечто потрясающее. Ну, сама музыка, мелодии. И звук – громкость казалось необычной, и создавал совсем особую атмосферу, к которой мы совсем не привыкли. И манера поведения на сцене – жесты, свободные движения. Всё это было и необычным, и ярким, и этому хотелось подражать. Уже на следующий день все в городе стали петь песни, которые звучали на концерте. Особенно «Миллион алых роз». Весь Пхеньян только о Пугачёвой и говорил – а уж на музыкантов впечатление этим концертом было произведено огромное»

Воспроизвожу близко к тексту, по записи.

Вообще на протяжении всей своей истории, даже в сталинские времена, именно Советский Союз и Россия были для КНДР основным источником новых, либеральных веяний в литературе и искусстве. Хорошо выразился по этому поводу чудом уцелевший (мать сумела вытащить в СССР) сын одного из крупнейших северокорейских поэтов и драматургов пятидесятых. Он сказал и о своем отце, поплатившемся свободой и жизнью за просоветские и пророссийские симпатии, и о его окружении: «Для них Парижем была Москва». Хорошо сказано.

Nov. 18th, 2016

10:08 am - Не прошло и года

Вообще, подача иностранных новостей в северокорейской печати – тема отдельная и любопытная. Среди интересных особенностей – огромное количество сообщений о всяческих стихийных бедствиях, происходящих во всём мире (чуть ли любое наводнение в Бангладеш упоминается в "Нодон синмун"), и нежелание писать о политических убийствах, если жертвами таковых являются видные государственные руководители.

И другая особенность – привычка сильно задерживать сообщения о важных новостях, которые могут напрямую затрагивать интересы КНДР. В частности, сильно задерживались сообщения о результатах выборов в Южной Корее, если побеждал кандидат, который не нравился Пхеньяну.

Ну, а на этот раз получилось вовсе замечательно. «Нодон синмун» вчера впервые упомянула о том, что Дональд Трамп стал новым президентом США. Вчера. Причём упомянула мимоходом, в статье, посвящённой южнокорейским делам.

Navigate: (Previous 10 Entries | Next 10 Entries)