?

Log in

No account? Create an account

Случайные заметки Андрея Ланькова

Jun. 13th, 2018

11:10 pm - что же, Маршал, с победой Вас, однако...

... с победой, которую я ожидал (пруфлинк - смотрите дату), но масштаб которой всё-таки оказался неожиданным.


******
Два моих текста с разбором итогов сингапурского спектакля (с разных углов)

https://carnegie.ru/commentary/76582
и
https://www.rbc.ru/opinions/politics/13/06/2018/5b20ca929a79476ab5eb9b16?from=newsfeed

Заодно рекомендую и статью Габуева

Jun. 5th, 2018

10:01 pm - новые лекции

На Youtube выложены две мои новые лекции из вялотекущего цикла о повседневной жизни Сеула (делаем совместно с журналом "Ким")

Сеул в годы войн 1937-1953
https://www.youtube.com/watch?v=Pc59x5wjXAU

О том, как на Каннаме перестали растить перец и капусту
https://www.youtube.com/watch?v=6hPUTy3iXAE

Apr. 29th, 2018

09:51 pm - объединение? ну-ну...

Моя статья ("много букофф") о том, почему стандартные для межкорейской дипломатии официальные заявления о "новом шаге к объединению" не следует принимать всерьез. Вообще никогда не следует.

https://carnegie.ru/commentary/76206

Apr. 24th, 2018

07:49 pm - саммит к нам пришёл

Две ссылки на мои публикации по поводу межкорейского саммита, который намечен на эту пятницу

https://carnegie.ru/commentary/76151
и
http://www.globalaffairs.ru/global-processes/Mezhkoreiskii-sammit-syurprizov-ne-zhdem-19528

Кто читает по-английски, вот я в "Вашингтон пост" и в "Атлантик" (который журнал). Там примерно то же самое, что в текстах сверху.

Ну и совсем другое - усилиями сайта "КиМ" выложена в видеозаписи очередная лекция по истории Сеула. На этот раз тема - рост города, городское планирование и строительство в 1953-2000 гг.

Apr. 9th, 2018

07:31 pm - самым важнейшим из искусств является...

Сначала - по порядку ведения. В силу семейной и служебной ситуации заниматься ЖЖ я, фактически, больше почти не могу. Нельзя сказать, что интерес к этому  у меня пропал - нет, есть много такого, что вписывается именно в формат ЖЖ и больше никуда, и о чём теоретически очень бы хотелось рассказать.Увы, однако, моя текущая ситуация, сильно изменившаяся в последние годы, более не позволяет тратить остро дефицитное время на ЖЖ. Выкладывать оригинальные матераилы я буду и дальше, но - редко. Может, когда-нибудь ситуация и изменится, но, если честно, в ближайшие пару лет на это рассчитывать никак не приходится.

Поэтому пока в ЖЖ будет иной формат - формат ссылок на публикации, не только на мои, но на такие, которые интересны тем, кто интересуется темами данного журнала.

Сегодня обращаю внимание на статью Т.В.Габрусенко, которая, как легко догадаться, посвящена северокорейской культуре. Т.В. в последние четверть века в среднем читает и смотрит это все примерно два-три часа более-менее каждый день. Я не думаю, что даже среди южан (которые северокорейскую литературу не жалуют) найдутся люди, которые столько прочли и просмотрели. Статья в "Профиле".

Dec. 21st, 2017

07:59 pm - товарищ Пак

Статья о северокорейском менеджере в Росии.

http://carnegie.ru/commentary/75085

Jul. 15th, 2017

07:16 pm - неплохо, очень неплохо...

Появились первые прикидки урожая этого года. Конечно, прикидки иностранные, верить официальному Пхеньяну в таких вопросах нельзя, там товарищи врут легко и радикально, причём – в обе стороны, то завышая, то занижая статистику по политическим и пропагандистским соображениям. Могут быть гадости, в том числе из-за рывка цен на жидкое топливо, или из-за наводнений (муссонные дожди в этом году сильные), но первые прикидки – очень хорошие. Получается, что будет в хранилищах 5,2 млн тон, что очень близко к минимальному уровню самообеспечения (калориями, конечно, только калориями).

Jul. 12th, 2017

09:08 pm - играем-с...

Тут в Интернете наблюдается некоторое бурление (в частности, у уважаемого makkawity) по поводу статьи Т.В.Габрусенко, которая была опубликована на polit.ru. Речь там идёт о печальной судьбе Отто Вомбиера, американского студента, которого в Пхеньяне за попытку снять со стены служебного помещения лозунг, там осудили на 15 лет. Кончилось всё тем, что по неизвестным причинам он впал в кому (о чём северокорейцы почти год никому не сообщали), а потом, вскоре после возвращения домой, умер. Бурление это - точнее, его некоторая часть - вызвало у меня некоторое удивление, ведь Т.В.Габрусенко написала о вещах, для меня лично вполне очевидных - и вовсе не о том, что “так ему и надо”. Речь у неё идёт о том, что западная молодёжь из рядов среднего класса, то есть, скажем так, верхней половины пресловутого “золотого миллиарда”, уже второе поколение живёт в тепличном мире, где никаких реальных опасностей, в общем, нет, и по этой причине такая молодёжь, столкнувшись с реальным большим миром, который весьма отличается от их уютных зелёных пригородов с нарядными домиками, сплошь и рядом ведёт себя неадекватно.

И вот Интернет принёс просто замечательное подтверждение этому тезису Т.В.Габрусенко, которая по обстоятельствам своей биографии на этих молодых, наивных и игривых котят западных молодых людей из благополучных семей в своё время насмотрелась немало. Такое замечательное подтверждение, что не могу не обратить на него внимания. Итак, заметка из Ленты, заголовок цитирую: “Блогеры из ЕС тайно пробрались на Байконур и станцевали на крыле корабля Буран”. Содержание соответствующее, из заголовка очевидное.

Ну, что тут скажешь. Всё совсем по Габрусенко, ещё одни кандидаты в Вомбиеры нарисовались, на этот раз - в Казахстане. Вообще-то, Байконур, как я полагаю, вполне себе “сильно охраняемый объект”. И какой-нибудь часовой мог по этим героям вполне засадить автоматную очередь. При этом, в отличие от северокорейцев, которые решили, воспользовавшись мелким хулиганством Вомбиера, сыграть очередную дипломатическую игру, да и заигрались, данный гипотетический часовой был бы кстати, абсолютно в своём праве. Действительно, мало ли что могут непонятные господа, то ли шпионы, то ли террористы, делать в очень специфической и изначально, как я понимаю, военной, космической системе “Буран”? А красавцам этим такое и в голову не приходило, кажется. Идеальная просто иллюстрация к статье Т.В.Г. получилась. Котятки игручие… И думают, что весь мир - лужайка перед домом, где стоят блюдца со сметанкой...

И, чтобы два раза не вставать, ссылка на мою статью о деле Вомбиера (написана,когда его уже вернули, но он был ещё живой).

Jul. 9th, 2017

12:20 pm - мысли об очевидном

Провёл неделю на Тайване, отчасти по делам, а отчасти, - как турист («сделал дело – гуляй смело», вот я и гулял). Тайвань мне как всегда понравился – люблю "развитые не-туристские тропики". Но не о том речь.

Бросилась на этот раз в глаза одна интересная особенность Тайваня – то, как там говорят о временах японского правления. Как и Корея, Тайвань был частью японской империи, с 1896 по 1945 г. Причем, колониальная политика и на Тайване и в Корее была достаточно близкой – действовали учреждения с более или менее одинаковыми названиями и функциями, были похожие законы и т.д.

Однако отношение к колониальному прошлому на Тайване удивительным образом отличается от корейского. Оторопь у приехавшего из Кореи человека, например, вызывает то обстоятельство, что в тайваньских городах на мемориальных досках у зданий, построенных в колониальные времена, не только упоминается и о том, какие японские учреждения находились в этих зданиях изначально, но даже говорится о том, как звали японских архитекторов, эти здания спроектировавших. В современном Сеуле невозможно даже представить, что на старом здании, скажем, Сеульского вокзала вдруг появится мемориальная доска, сообщающая, что данное здание «было построено по проекту (предположительно) Цукамото Ясуси (塚本靖), профессора архитектуры Токийского Университета». Если сейчас в Корее вообще упоминается изначальное предназначение какого-то здания колониальных времён, то такое упоминание всегда сопровождается самыми зубодробительными характеристиками – «органы грабежа и насильственной ассимиляции»  и т. п. О том, чтобы на мемориальной доске перед историческим зданием назвать имена построивших его японских инженеров и архитекторов, в Корее сейчас сложно подумать (хотя в  специализированных изданиях "для избранных" имена эти упоминают).

Окончательно меня сразил Цзюфень (九份), небольшой поселок на северной оконечности острова. Неподалеку от посёлка когда-то работала крупная шахта. В своё время. в начале 1920-х годов, её собрался посетить во время своей поездки по Империи японский наследный принц – будущий император Хирохито (так и не приехал, кстати). Для него построили виллу, и эта вилла, максимально отреставрированная, сейчас считается одной из главных достопримечательностей, которую активно показывают туристам (среди таковых, кстати, японцев практически не видно). Представить, что в Корее кто-то будет вообще вспоминать о состоявшемся примерно в то же визите будущего Хирохито в Корею, совершенно невозможно – а тот, кто заикнётся о возможной реставрации чего-либо, к этому визиту построенного, тутже попадёт в национальные предатели, будет забит и правыми, и, особенно, левыми (у последних вообще от такой наглости пена изо ртов пойдёт, что из твоего огнетушителя).

Такое же впечатление оставляют и книги. В купленной в местном книжном магазине неплохой истории Тайваня, написанной местными историками, о японском периоде говорится, скажем так, амбивалентно. Упоминаются там и восстания против японского владычества (хотя ненавязчиво подчеркивается, что восстания эти происходили под вполне средневековыми религиозно-мистическими лозунгами), и коммунисты, но при этом говорится и о развитии инфраструктуры и о развитии образования – хотя, кстати, и по части инфраструктуры, и по части образования японцы на Тайване вкладывалась меньше, чем в Корее.

Правда, когда речь заходит о Китае, интонация текста  существенно меняется – не случайно книга вышла в издательстве, связанном с ныне правящей Демократической прогрессивной партией (то есть те, которые за фомализацию фактической независимости Тайваня). Китайцы там изображены в примерно тех же красках, в которых изображают японцев авторы современных корейских текстах – угнетатели, оккупанты, которые чуть ли не суси из тайваньских младенцев делали (плюс, конечно, постоянные рассказы о взяточничестве и коррупции "континенталов", в которых корейцы японцев не обвиняют). В книге полно душераздирающих историй о бедных невинных тайваньцах, которые были убиты злобными гоминдановцами. При этом временами подчёркивается, впрочем, что и противники гоминдановцев – континентальные коммунисты – были по сути ничуть их не лучше (континенталы, что с них взять), хотя вот о своих, доморощенных, коммунистах пишут спокойно и дружелюбно.

Всё это заставило в очередной задуматься о том, что, собственно говоря, ясно и так: так называемая «историческая память масс» является не столько отражением реальной исторической памяти масс, сколько объектом и продуктом сознательных и полу-сознательных манипуляций со стороны элит. Простые люди в своей массе помнят прошлое не слишком долго и не слишком хорошо – пару поколений от силы (исключения бывают, есссно, но редко). Долгосрочная историческая память во многом формируется телесериалом, романом, проповедью, и то, что люди, как им кажется, «помнят» о далёком прошлом, во многом зависит от того, что им говорят об этом самом прошлом те, кому ширнармассы по тем или иным причинам доверяют, то есть политическая и культурная элита/контрэлита.

То, что историческую память производят элиты, имеет немало последствий. Одно из них - перекос в сторону интересов и проблем элит, в первую очередь – интеллигенции, то есть "пишущего класса". Страдание (или, наоборот, ликование) какого-нибудь университетского профессора, священника, инженера или зубного техника в рамках «исторической  памяти» приобретает куда больший вес, чем отношение скромного землепашца или слесаря к происходившему в былые времена. Зубной техник и сам мемуары напишет, и внуку, который профессор истории, в нужном свете всё расскажет, а вот слесарь - едва ли. Ещё более важным последствием является то, что элита сплошь  и рядом управляют исторической памятью в соответствии со своими текущими интересами, причём относится это в равной степени и к правящей элите и к политически оппозиционной контрэлите. Плохую память формируют о тех, кого по тем или иным причинам необходимо ненавидеть, а также о тех, кто особо сильно обижал "пишущие классы", а вот хорошую - о тех, кого  в настоящий момент или в обозримом будущем лучше ценить и уважать. В случае с Тайванем излишне нападать на японцев, при которых тайваньское национальное самосознание, собственно, и начало формироваться, нет никакого смысла, тем более, что японцы сейчас являются и полезными союзниками в борьбе с запроливной угрозой. А вот в Корее истерический антияпонизм – важное средство мобилизации, как для правых, так и, особенно, для левых.

Так что надо помнить: любые разговоры в "стиле не-забудем-не-простим!!!",  стороннему наблюдателю следует воспринимать с большой долей скепсиса. Временами эти разговоры отражают реальность. Но – далеко не всегда.

Jun. 30th, 2017

06:09 pm - в рабство - за взятку (а потом, если получится, ещё пару раз!)

В русском Карнеги появилась  моя статья по поводу корейских рабочих в России. Тема эта в ближайшее время будет очень горячей – поскольку отправка рабочих за границу (Китай, Россия, Ближний Восток, немного ЮВА и даже совсем немного Восточная Европа) приносит северокорейскому бюджету несколько сот миллионов долларов год, и американская дипломатия, перед которой Трамп Неистовый сейчас поставил задачу максимального ужесточения санкций, понятным образом пытается Пхеньян этих доходов лишить. Тут американцы, понятно, в своём праве, но эти их требования упаковываются в крайне лицемерную упаковку. Если почитать официальные тексты, то получается, что единственная забота американской дипломатии – это благополучие северокорейских рабочих. Речь там идёт о том, что, дескать, бедных рабочих отправляют как рабов, трудиться на чужбине на стройках за бесплатно, а все деньги отнимает злобное правительство. В связи с этим в Госдепартаменте и СНБ просто кровью у людей сердце обливается, и они хотят бедных рабочих от такой жёсткой судьбины защитить.

Понятно, что это всё – чушь собачья, редкое лицемерие даже по меркам нынешней международной политики, которая отличается замечательным сочетанием крайнего лицемерия одних и телячьего идеализма других. У рабочих, действительно, отнимают много, но и то, что у них остаётся, делает их самыми высокооплачиваемыми рабочими страны, так что без взятки – и весьма солидной – попасть на работу за границу невозможно (а Россия – самое крутое место, так что и взятки за поездку в Россию тоже самые большие, выше, чем за поездку в Кувейт!). Так что, может, начнём борьбу за защиту юристов Манхэттена? Они ведь тоже работают по 15 часов в сутки, не досыпают и подвергаются стрессам.

Всё это я написал на Карнеги, хотя понятно, что никакого влияния на ситуацию текст, написанный на русском языке, произвести не может по определению. Я, впрочем, пытаюсь писать об этом и по-английски, но только тогда, когда могу сам написать весь текст. Из интервью, как приходилось убеждаться не раз, всё позитивное сплошь и рядом выбрасывается, в цитатах остаётся только негатив. Например, я говорю примерно следующее: что «северокорейцы работают под наблюдением сотрудников политической полиции, в случае побега или политически неправильного поведения их семью ждёт наказание, хотя в наши дни речь идёт не об аресте, а о проблемах с карьерой, но при этом сами корейцы рвутся на работу за границей, очень ей дрожат, и вообще для большинства простых людей в КНДР такая поездка даёт едва ли не единственный шанс на то, чтобы вместе с семьей подняться по социальной лестнице». В интервью остаётся, как легко догадаться, следующее: «северокорейцы работают под наблюдением сотрудников политической полиции, в случае побега или политически неправильного поведения их семью ждёт наказание». Это, конечно, правда, но - скажем прямо, далеко не вся.

Подозреваю, что те из читателей данного блога, чьё представление о Западе сформировано нынешней российской пропагандой, видят в этом заговор элит. К сожалению, всё сложнее - и хуже. Кампания за защиту прав северокорейских рабочих (то есть, вообще-то, за то, чтобы посадить их семьи на диету исключительно из одной варёной кукурузы, лишить их возможности покупать лекарства пожилым родителям и учить детей) ведётся не только истэблишментом, который хочет осложнить экономическое положение Северной Кореи, и позиция которого рационально обоснована, хотя и выражена крайне лицемерно. На равных в ней участвуют и западные левые идеалисты, который этот истэблишмент искренне ненавидят, и которые с удовольствием его представителей бы в виде суси скушали. Для этих альтернативно одарённых личностей всё, что выглядит как отход от шведских норм трудового законодательства – это пресловутый ужас-ужас-ужас, и должно быть пресечено. О том, что альтернатива для якобы спасаемых – отнюдь не работа по шведским или норвежским нормам, эти борцуны не задумываются совершенно.

Впрочем, я что-та разболтался – читайте текст, коли интересно.

Navigate: (Previous 10 Entries | Next 10 Entries)